пушистая невозможность
В субботу была на ПИ.
Впечатление однозначно положительное. Знакомые, видевшие более ранние показы в Москве, пугали рассказами, но видно, что спектакль развивается и недочеты исправляются.
Вначале об актерах.
Рейстлин прекрасен. У каждого актера своя трактовка образа, и у Бирина она не менее интересная, чем у предыдущих. Очень близкая к книжному Рейстлину. Рано постаревший телом и духом, измученный и больной, но умный, хитрый манипулятор. Имеющий свои слабости, ошибающийся, но идущий к цели, ставшей его одержимостью. Влечение к Крисании вряд ли можно назвать полноценной любовью — он слишком сопротивляется ей, он боится ее. Именно потому, что сознает — чувство, если дать ему волю, станет сильнее, чем он. Он не то чтобы жесток — он просто считает, что цель оправдывает средства, цена невысока. Так надо, и все тут. Став богом, сам отпустит грехи и всем, и себе.
Крисании еще есть над чем работать: не всегда удавалось разобрать слова в диалогах и на высоких нотах, не везде достаточно ясны эмоции. Но герой вполне живой и понятный. Еще юная и наивная, она хватает за шанс проявить себя, при этом излишне самоуверенна. Рейстлин сбивает ее с толку, удивляет, ломает логику. Она мечется из крайности в крайность, и ломается в итоге. В присяге у нее уже нет воли. (Подробнее в разборе сцен)
Карамон — просто великолепен. Вот даже придраться не к чему. Его не сбила даже поломавшаяся гарнитура)) Одно удовольствие было смотреть на него — и в бочке, и в тюрьме (одна из самых зацепивших сцен), и на войне. Карамон не глуп, но слишком доверчив… Но были ли у него шансы сбросить паутину Рейстлина раньше? Вряд ли.
Только, пожалуйста, объясните ему кто-нибудь, что нельзя хватать меч за лезвие! Очень бросалось в глаза.
Король-жрец. Безумец. Маньяк. Жутко. На прошлых постановках я видела одержимого фанатика, видела мятущегося «во имя общего блага» человека, сознающего свою греховность… Этот КЖ объединили усилил все. Во имя собственного понимания блага он уничтожает все, и не видит границ, он давно перешел их. Его невозможно переубедить или остановить, у него нет сомнений. Каждое его слово и действие шокировало, заставляло смотреть и дрожать в ужасе. И в восторге (но это осозналось уже после, когда удалось вернуться в релаьность).
Тика. Прекрасна, очень понравилась! Материнское отношение к Крисании, решительное и властное поведение в таверне. Бывшая воительница, еще не забывшая ни прежних навыков, ни манеры поведения.
Такхизис трудно оценивать — богиня она и есть богиня, у нее нет характера и развития, как у других героев. Она именно что что-то высшее, стоящее над всеми. Она видение, сон, кошмар. Справляется практически со всем, что пытается ей помешать — даже действия Розамун повернула в свою пользу. И Рейстлин победил ее именно тем, что использовал ее же силы и ее же тактику против нее самой.

Итак, по сценам. Проходит вступление, и сюрприз — мы видим мать, которая затем сменяется Такхизис. Наконец-то понятен сон Рейстлина, наконец-то все логично! Немножко сбило то, что письмо получают и Рейст, и Крисания (Даламар, так это все ты задумал?). Но с момента сцены в храме воодушевление Крисании передается зрителю. Нооо… Приходит Рейстлин, отвечает… И у Крисании на лице огромными буками написано «СЛОМАН СЦЕНАРИЙ, ЧТО ДЕЛАТЬ?!». Девушка так готовилась ко встрече со злобным магом — а он берет и говорит совсем не то, чего она ждала, у нее нет готовых ответов, она растеряна. Она вставляет шаблонные фразы в духе «бог всемогущ», но на большее ее не хватает. Только она приходит в себя и готова продолжать дискуссию — Рейстлин заходится кашлем и снова ломает линию разговора. Сбитая с толку Крисания может только следовать за ним…
Таверна. Мне безумно понравилось все, кроме непонятной танцевальной вставки. Красиво, технично, но скучно и не в тему. Затягивает сцену и в голове только мысли «да когда им надоест уже топать?!», напрочь выбивающие из атмосферы спектакля. И еще немного жаль было моего любимого момента из прежней версии, когда фраза Крисании вводит в ступор не только актеров, но у музыку, «сдувающуюся» после ее вопроса.
Запугивание Крисании описанием рощи мертвых с фонариками очень впечатляет — прям видно, какие страшилки детям рассказывают в деревне))) И как Крисания все пытается уйти, а Тика ее уговаривает — раз, другой, третий… И вот Крисания, доведенная до предела, уходит. И момент, просто восхитивший меня: меч приносят не Карамону, а Тике! Сразу видно, кто в доме хозяин, и кого тут уважают)) И Тика ведь пойдет. И защитит сама, она может. И Карамон это понимает и все же включает мужика, спеша реабилитироваться.
Роща мертвых, увы, слита. Ее просто не было. Минутка в темном лесу — это вот вообще не испытание силы духа. Даламар сам встречает и провожает Крисанию. А может, так и было задумано, что ожидаемого Крисанией испытания не было? Я не поняла этот момент, увы.
Сцена в Конклаве не особенно впечатлила, обоим магам как-то не хватило яркости. Может, дело было в том, что на лестнице их трудно разглядеть (хотя я сидела в центре четвертого ряда, куда уж ближе). Очень хотелсоь какой-то эффект в момент «телепорта», но в принципе и так нормально. Карамон впрыгнул в последний момент, хитрый)))
Истар. Изменили сюжет, сделав все просто потрясающе. Так стало гораздо интересней! Здесь герои не просто пришли вовремя, к самой мессе попали. Здесь хитрый Рейстлин уже все подстроил, как ему надо! И появление Крисании становится толчком к развитию событий, к мессе. Король-жрец ищет своего врага крайне жестокими методами (но пытки Карамона вышли немного невнятными, особенно в начале, и в целом жестокость Истара на тот момент еще не раскрылась). Крисания спорит с ним… Все бы хорошо, да вот беда — не видно ее. Весь спор происходит за спинами «белых», и они закрывают Крисанию с самого начала. Увы, тут эффектные воротники еще и ухудшили ситуацию. Это уместно ближе к концу, когда они фактически забивают жрицу, но в начале хотелось бы видеть, что она говорит, кому и с каким выражением лица.
Испытание состраданием — потрясающе и жестоко. Было действительно страшно.
И снова хитрость Рейстлина во всей красе: он напоминает КЖ, что народу нужен герой, и предлагает новый план (Рейсту ведь нужна Крисания, а в тюрьме до нее не добраться).
Сцена в тюрьме с Карамоном — круче некуда, от начала и до конца. Наконец-то Рейстлин действительно тайком договаривается с братом, громко говоря то, что от него должны слышать окружающие.
Сцена боя вроде бы и хороша (ура, Карамону не надо защищать Крисанию прямо на арене, ей просто пообещали жизнь в случае его победы), но вообще не верится, что Карамон один смог одолеть четверых. Если б хоть один додумался зайти ему за спину и хотя бы ранить, пока другие отвлекали — все, капут герою. Но они заходят за спину и стоят. Неправдоподобно смотрится. Тем не менее, победа, все прекрасно… И снвоа великолепный КЖ поверг меня в шок своим «унесите его». Более того, вместе с залом окосел и Рейстлин! Представляете, даже Рейстлин не предполагал ТАКОЙ маньячности! И жуткая, кровавая месса… Красота этой сцены зашкаливает. И Рейстлин вынужден вмешаться, открыть себя и победить КЖ. Он-то, наверное, надеялся, что занятый мессой, КЖ отпустит Крисанию и Карамона, и она смогут добраться до врат, а тут такое. И вдобавок кара Паладайна, испортившая планы сразу всем. Возможно, бог пытался помешать и Рейстлину тоже?
Смерть. В самом начале ее уже видели, но что это — не было ясно. А вот теперь вопросов нет. И это жутко.
Песня Крисании, разрушенный храм… В этом моменте не хватило только одного — Карамона. Создалось впечатление, что выжили только Рейст и Крисания (и потому откуда взялся Карамон во втором акте, совершенно непонятно). Было б уместно, если бы до или во время песни Крисании Карамон показался бы хотя бы у края сцены. Или если б Рейстлин его все же вытащил.
И подобная пауку Такхизис эффектно завершает первый акт.

Во втором акте мы узнаем, что Рейст не всесилен и не всеведущ. Он заигрался, не учел фанатичности КЖ, он проиграл. Но не сдался. Он еще надеется найти врата — а значит, Крисания ему еще нужна. И он добивается информации о вратах (я удивилась, что Крисания знала про врата в замане, а Рейст нет — не может, она услышала это от КЖ или в конклаве?). Это еще один переломный момент для Крисании. Отвернувшаяся от света, она ищет добро во тьме, она верит, что поступает правильно.
А вот Карамон сомневается… но Рейстлин ловко переубеждает его. И вот, война… Где оба спутника Рейстлина осознают глубину своего падения. «Клинок» с новым текстом невероятно логичен и уместен. И сама сцена великолепно изображает битву и ужасы войны. Карамон наконец-то все осознает… а вот Крисания, хоть и ужасается, все еще в плену иллюзий. Та Крисания, какой она была в начале, тут же отвернулась бы и ушла. Но этой уже поздно. Она уже ступила на этот путь. Ее гонит чувство вины и желание исправить, а именно это по сути обещает ей Рейстлин. Надо дойти до конца, и все жертвы окажутся не напрасными!
В дуэте о любви великолепно показаны видения Рейстлина и его полная беспомощность перед наваждением. Ни Крисания, ни Карамон не видят Такхизис, но воин уже знаком с глюками брата и понимает, что с ним. Крисания — еще не совсем (и не очень понятно, дошло ли до нее, что Рейстлин не в себе).
Почему ушел Карамон — очевидно, а вот почему Крисания приняла свое решение в Присяге — не очень, но опять же, куда ей уже деваться с крючка. Даже наоборот, если она осознала влияние Такхизис на Рейста, она могла сильнее захотеть спасти его.
Снова немного не хватило магических эффектов — момент перехода в бездну после испытания огнем как-то смазался. Зато очень эффектна Такхизис среди своих… даже не слуг, а своих сил, своей магии. И все бы круто было, если бы не один момент. Крисания как встала столбом под влиянием Такхизис, так и все. Больше она (именно она сама) не появлялась до смерти Рейстлина. Где же ее сила? Где ее вера? Как она выжила? Рейстлина Такхизис сломала, а Крисанию, выходит, не смогла — но это не показано, выглядит, как будто богиня сама отпустила жрицу себе же на беду. Логика непонятна. Очень не хватило сцен битв в бездне, где как раз было бы показано, что она-то способна сражаться, просто потеряла Рейстлина.
А вот у Рейстлина все показано просто отлично. Он действительно использует силы Такхизис против нее — с помощью балета это очень точно показано. И видно, что напрямую она уже не может с ним справиться… Вот только у нее есть иное оружие. Его собственный разум. И начинается…
Мне н удалось запомнить «изиду» - только то, что было жутко и в голове путалось. Запонмилоьс, что в какой-то момент Рейстлину приглючился Карамон, убивающий его. Но после Изиды стало смешно, потому что появилось… что угодно, только не суккуб. Облачко, медуза. И ладно бы только костюм портил впечатление, так еще и ее движения и действия… Да, магия, она летает по воздуху, все такое. Было бы эффектно для любого другого порождения тьмы. И даже для суккуба — если бы она еще хоть что-то делала. А главная беда — полное расхождение текста песни и того, что происходит на сцене. По тексту очевидно, что суккуб не сразу, довольно легко соблазняет Рейстлина, он в ее власти… и она посылает его, добивая и так убитую самооценку. А тут… «ты меня не хочешь?!» - А чего ему хотеть-то? Она не соблазнительна ни капли. Она пугает — да. Но и только. Просто глюк, а не суккуб. И она даже не пытается что-то сделать. Получается, соблазнения нет ни во внешности, ни в действиях. И реакция Рейстлина практически никакая, что логично. Ну не сочетаются слова с картинкой, совсем! Хотя картинка, конечно, эффектная.
Рейстлина кошмарят, приходит мать на выручку. Вот она, точка выбора. Кульминация. Мать пытается спасти сына, она предлагает ему решение, она просто сует ему в руки ключ к спасению! Кажется, вот, услышь ты ее, забери Крисанию и уходи, и все у тебя будет хорошо! Но Рейстлин не слушает, не верит… Даже не только из-за жажды власти. Просто Такхизис слишком часто использовала образ матери в кошмарах, чтобы Рейстлин теперь поверил призраку… Такхизис побеждает Розамун, и побеждает Рейстлина. Все кончено.
Ой, нет, откуда-то выбегает Крисания. Исцеляет Рейстлина, отдает все силы, теряет глаза. Уместно, что слова Такхизис про слепое орудие перенесли сюда. Злорадствуя над поверженной, почти убитой жертвой, богиня не замечает, что первая жертва ожила. И Рейстлин убивает ее. Красиво и эффектно. Победа. Он мог бы сейчас взять Крисанию и уйти. Он выполнил то, зачем пришел — отомстил за мать, спас всех от Такхизис… Но Рейстлин н герой, а злодей. Он уже сделала выбор, и свое последнее испытание видит в том, чтобы вырвать у себя сердце, оставить Крисанию. Ему сложно, ему жаль ее, но так надо. Он уже все решил.
Единственно, чего не хватило в дальнейшей песне Крисании — смерти. Не около нее, а где-то в стороне. Увидеть, что она не пришла к ней, но все же рядом… Впрочем, это личное впечатление))
Куда больше смерти не хватало во «властелине ничего». Смерти для всего мира. А этого не было. Сцену не испортил сбой видео (мне показалось, или его просто запустили позже нужного?). Сцену испортило отсутствие конца. Да, открытый финал и все такое… Но у спектакля должна быть какая-то точка. Не обязательно слова или очевидная гибель всего мира. Но что-то. Хотя бы одинокий Рейтлин посреди пустоты. А тут просто допели и свет погас. Невнятно и скучновато. Непонятно, что спектакль кончился.

Декорации — круче некуда. Хотелось чуть больше света и белого цвета в Истаре, но в целом это мелочи. И лестницы, и храмы, и тюрьма, и таверна — все выглядело настоящим и эффектным. Слаженность людей, которые двигали декорации, поражает.
Костюмы — кроме суккуба понравилось все. Плащ Такхизис прекрасен, очень интересная идея (только куда он делся с Рейстлина в самом конце?). Идея с короной Крисании тоже отличная.
Танцы очень впечатляющие и почти везде уместны и логичны. Очень быстро стало ясно, что черные — это не люди, а магия, видения и тому подобное (правда наличие ее в Истаре непонятно, но это совершенно не мешало). Поражаюсь, как хватало сил таскать то героев, то друг друга. Очень реалистичные сцены битв. Про таверну и тюрьму уже писала.

В общем, недостатки есть, но на фоне всего спектакля это мелочи. Надеюсь, весной смогу попасть еще раз, оно того стоит. Теперь у ПИ есть уже три абсолютно разных версии. Снова поражаюсь, как можно ухитриться одну и ту же историю показывать каждый раз с новыми гранями, с новым смыслом.